«Нам было страшно ехать к вам. На Родине нас учили не доверять даже самым близким и родным. А уж про русских мы там наслушались таких ужасов! Мы бежали от войны, спасая свои семьи и мечтали только об одном, чтобы нас не побили…», - такие слова услышали мы из уст прибывших к нам с Украины беженцев.
Теплый солнечный вечер. Мирный вечер. Будто сама природа дала этим напуганным, исстрадавшимся людям маленькую передышку. И такое умиротворение вокруг… Пробраться к дому № 21 по улице Халтурина мы смогли не сразу. Так много машин подъезжало и отъезжало от него. У подъезда мирно сидят женщины. Рядом весело смеются дети. На растянутых между деревьями веревках сушится белье. К стенам дома прислонена разобранная двуспальная кровать и шкаф. На траве стоят стянутые бечевой книги и новая кухонная посуда. Вроде, все как всегда. Обычное новоселье. Привычная мирная картина. Со страхом всматриваюсь в глаза людей. В них нет испуга и даже настороженности. Только легкое удивление. Нас встречают словами благодарности и становится стыдно, потому что, кроме вещей, мы ничем не можем помочь этим людям.
Беседуем со старостой поселения Людмилой: «Мы поражены тем, как близко к сердцу люди приняли нашу беду, просто тем, что нас приняли. Сибирь для нас настолько далекий и неизведанный край. Мы знаем, что у вас суровые морозные зимы, много шахтеров и думали, что и люди тоже суровы. Мы ошиблись. Удивительно, но приняли нас сразу, как родных. Буквально за несколько дней нас обеспечили всем самым необходимым – посудой, лекарствами, одеждой, едой».
Действительно, острой необходимости во всем этом уже нет. Но люди все прибывают. Людмила вместе со своей Общиной пытается разыскать семьи, прибывшие в Сибирь самостоятельно, чтобы обеспечить их жильем, необходимой одеждой и пищей. Живут они одной большой семьей. И в местные семьи разойтись не спешат. Им так проще, потому что они все родные, повязанные одной бедой, отвечают друг за друга.
В интернете прошла информация, что расселены беженцы в заброшенном здании. Мы готовились увидеть непригодные для жилья помещения. И были удивлены, что общежитие только снаружи выглядит непрезентабельно. А внутри – чистые комнаты, обклеенные красивыми обоями и по-домашнему пахнет куриным супом. В столовой большой стол со сладостями. Семьи по очереди, без толкотни, ужинают. Людмила рассказывает, что у них установлен порядок. Все заняты делом. На стене мы заметили график мытья туалетов. Имеется график дежурства по кухне и работы прачечной.
У Общины уже достаточное количество необходимых медикаментов. Но не хватает ГЛИЦИНА. Взрослые пьют его в больших количествах, пытаясь привести в норму нервную систему. Требуется мебель, особенно детская – столики, стульчики. Нужны шкафы и кровати. Пока хватает средств личной гигиены, но их запас иссякает. Поэтому зубные щетки, шампунь (в том числе, и детский), мыло, стиральный порошок нужны всегда. Нужны бытовые приборы – швейные, стиральные машинки, блендеры, электрочайники, утюги, сотовые телефоны с зарядниками.
Сейчас здесь проживает 14 детей разного возраста. Катастрофически мало одежды для детей от 3-х до 10 лет. Я со страхом думаю, что нас погода и в летнее время особо не балует теплыми деньками. И скоро может наступить похолодание, которого, кстати, приезжие очень боятся. Поэтому, нужно большое количество теплой одежды – куртки, ветровки, пальто. Сегодня мы привезли даже дубленку. Также в большом количестве нужны тазы, ведра, ковши, детские горшки.
У Общины есть старый автомобиль Фольцваген Транспортер (примерно 1990 г.), хотя, по словам прибывших, все автомобили изымались у украинцев по праву «мобилизации в период военного положения». Но к нему требуется резина. «У нас решена проблема с ежедневным обеспечением хлебом. Но беженцы прибывают. Уже пять семей поселились на Радищева – 9, мы отвозим им хлеб, продукты, вещи. Заправляем машину на те деньги, что привозят местные жители. Мы знаем, что в городе много беженцев, которые не слышали о нас и о том, что здесь они могут получить приют, отдых, пищу, одежду. А. Г. Тулеев выделил деньги и отправил бригаду, которая в короткие сроки отремонтирует общежитие. Спасибо вам, что не оставляете нас в беде. Мы потихоньку отогреваемся, приходим в себя. Трудности есть, конечно же. И дети еще плачут и боятся любого шумного действа, вздрагивают от гула самолетов. Но главное – мирное небо над головой и доброта людская…».
К нам в город прибыли люди, в основном, из Луганской и Донецкой области. «Сам я уроженец г. Анжерки Кемеровской области, - рассказывает Станислав, - меня увезли в Украину родители в трехлетнем возрасте. Мама меня убеждала, что здесь люди хорошие, добрые, примут, поддержат, хотя я, конечно же, не очень в это верил и был поражен, насколько она была права». Сейчас Станислав ждет приезда жены, которая находится в безопасности в Москве. Ей удалось перейти границу только потому, что русские создали гуманитарный коридор. Станислав заметил, что едут сюда, в основном, шахтеры. Едут навсегда, потому что на границе им сказали, что назад их не примут, так как они по украинским законам являются дезертирами, предателями Родины, той самой, которая их расстреливала и жгла. Поэтому переселенцам нужна еще и зимняя одежда.
«Общежитие – это временное жилье. На период, пока оформляются документы на гражданство. Пока люди находятся в статусе беженца, они не могут официально устроиться на работу. Это временные трудности, потому что областная и городская администрации делают все возможное, чтобы упорядочить и ускорить этот процесс. «Мы не ожидали, что нас так тепло примут. Под вещи выделили одну комнату. Но кемеровчане везут вещи машинами и мы перенесли их в спортзал. Почему мы не отказываемся ни от какой помощи? Потому что, оформив документы, семьи переселяются на постоянное место жительства, устраиваются на работу. Отправляя их, мы стараемся дать все необходимое на первое время, этакое «приданное» – средства личной гигиены, тазик, минимум посуды, чайник, утюг, одежду и даже горшок для ребенка», - поясняет Людмила.
Отправляясь к беженцам, я испытывала страх, боясь увидеть заплаканных измученных людей. И была поражена их мужественному спокойствию. Да, сердце разрывается от боли. Но от этого посещения осталось еще и чувство великого единства большого многонационального народа. Мы привезли полную машину вещей, которые за день собрали со всего города у совершенно незнакомых нам людей, откликнувшихся на призыв о помощи в интернете! Они не могли самостоятельно доставить эти вещи и просили за ними заехать. И пока мы эти вещи грузили, еще десятки кемеровчан, узнав о беженцах, тоже стали обзванивать родных и знакомых, желая оказать посильную помощь. На деньги, которые были перечислены незнакомой женщиной (1 000 рублей) мы закупили зубные щетки, шампуни, мыло, мочалки.
СПАСИБО ВАМ, ЗЕМЛЯКИ, за доброе сердце, за неравнодушие к чужой беде! Мы должны остаться людьми и общими усилиями СОХРАНИТЬ МИР!!!
|