Понедельник, 13.05.2024, 07:04
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Творчество Виктора Артёмова [14]
Творчество Игоря Дергоусова [34]
Творчество Вячеслава Кабина [1]
Творчество Николая Огняника [2]
Творчество Владимира Праздницина [9]
Творчество Светёлки Солофоновой [14]
Творчество Александра Гордеева [96]
Творчество Лидии Музыки [70]
Твочество Сергея Гордеева [1]
Творчество Владимира Можайского [2]
Творчество Дины Сабыниной [0]
Творчество Олеси Шмакович [11]
Творчество Раисы Кучай [0]
Творчество Татьяны Цыганковой [0]
Творчество Зои Щеповой [10]
Творчество Нэлли Смирновой [6]
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Отчёты СКП
Отчёт работы СКП в 2011 г

Отчёт работы СКП в 2012 г.

Отчёт работы СКП в 2013 г.

Отчёт работы СКП в 2014 г.
Карта посещений
В контакте


 
Рекламный блок

GISMETEO: Погода по г.Кемерово

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Пишите нам:
SKP_Kuzbass@mail.ru

Skype (админа):
rv9uie411


Главная » Произведения » Творчество членов СКП » Твочество Сергея Гордеева

Первые Кийские волости
Вдоль реки Кия в XVII - XVIII веке из наиболее крупных поселений располагались: Курчикова волость на реках Кия и Серта, Корюковска волость на реке Дзиру и на реке Толгум, Аик-аул (Аицкий станок) на восточном берегу реки Кия, Туталова волость, деревня Серединных в устье Кии, и волость Великий яр в верховьях реки Кия ниже реки Ялдаш. Все Кийские волости находились под общим правлением князьца Курчейки и иных более мелких князьков, таких, как например: Урлейка, Кашик, Иштеняк. Населяли эти волости: Остяки, Чулымцы (чулымские татары), Уруссы (русские), и Киргизы (хагясы или хакасы).

8 июня 1617 г., первые киргизские послы – князь Курчей и Кангула – были удостоены приема первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем, послы произносили дружелюбные речи. Тогда же между киргизами и русскими в Грановитой палате Кремля было заключено историческое соглашение и подписано взаимное заверение о мире, дружбе, почитании и послушании.

Задолго до присоединения Сибири к России на её бескрайних просторах, которые тогда назывались Татария проживали бесчисленные народы – это: Татары, Унгутты, Макрины, Туркаки, Наиманы, Нироны, Уираты, Карлики, Джигераты, Вигуры, Калмыки, Телангуты, Тункаты, Могулы, Аллахнуты, Канкли, Уйгуры, Кунахмары, Туматы, Кергисы, Манкатты, Каяты, Чапчуты, Тангеуты, Караиты и многие другие родственные народы.

С приходом русских в Сибирь стали известны такие народы как: Тубинцы, Модоры, Аринцы, Качинцы, Комасинцы, Маты, Браты, Тунгусы, Ассаны, Буряты, Балагаты, Телесы, Коты, и ещё несчётное количество иных народов семей и родов (сеоков), которым русские чтобы себя излишне не утруждать, давали некие общие названия: Татары, Киргизы, Чудь, Югра, отчего в истории народов Сибири образовалась страшная путаница. В связи с чем определённо сказать был ли князь Курчей татарином, киргизом, или селькупом чрезвычайно затруднительно, в различных исторических документах он причисляется к разным национальным группам.

Татары говорят, что они произошли от Турка, большего сына Иафетова (Ноя). Они всегда назывались Турками, но во времена правления могульского правителя Чингиз-Хана стали называться Татарами. Также они говорят что Руссы, или Россияне, берут своё начало от Русса, четвёртого сына Иафетова.

В те далёкие времена, некоторые реки впадающие в Кию (Кесу) имели немного иные названия: например Антибес назывался Ундебет, Баим – Баин или Кицик-Баинг, Серта - Сердь, Тяжин – Тешин, Чебула – Чибыл, Джибили, или Цибулуй.

С целью взимания ясака с чулымских татар и для оберегания их от набегов воинственных киргизов в 7129 (1621) г русскими был построен Мелесский острог. Это— небольшое укреплённое место в Мелесской волости на реке Чулыме, постройка которого происходила под смотрением присланного из Томска казачьего головы Молчана Лаврова. Об этом событии, сохранился документ. В нём упоминается киргизский князец Урлейка из Кийской волости который с неким поручением от князька Кара был направлен в Томск.

1621 г. не ранее мая 26. — Отписка томских воевод князя Ивана Шеховского и Максима Радилова в Москву об отправке ими служилых людей на Чулым для устройства там острога.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии холопи твои Ивашко Шеховской, Максимко Радилов челом бьют. В нынешнем, государь, во 129-м году генваря в 21 день писал к нам холопем твоим из Тобольска твой государев боярин и воевода Матвей Михайлович Годунов, что, государь, нам холопем твоим из Томсково города послати из голов или из детей боярских, а с ним служивых людей, вверх по Чулыму и велети б, государь, нам холопем твоим в Мелеской земле острог поставите. И марта, государь, в 27 день прислал нарочно в Томской город из Киргис киргиской князёк Кара киргискова ж князьца с Кии Урлейка, чтоб ты государь его Кару и мелеских и чулымских людей пожаловал, велел у них впереди Киргиской и Мелеской земли поставити на Чулыме острог, чтоб киргиских и иных земель люди были в послушанье под твоею царскою рукою безотступно и ясак тебе государю ежегод давали и для, государь, того, что во все годы приходят к ним войною многижы киргиские ж люди и тубинцы и матарцы и из иных из многих земель и их, государь, всегды воюют, жён и детей в полон емлют, а киргизцы, государь, ясак себе с них емлют по трожды на год, и лутчей, государь, зверь у них отимают, а твоему государеву ясаку по вся годы ставитца недобор великой. А в Томском городе из Мелец да с Чулыму ясак бывает нарочитой. И те, государь, от войны разорены. А та, государь, Мелецкая земля пришла к киргизам, а к тубинцам и к кутанам и к матарцам и ко многим землям близко, а от Томского города удалена, оборонить, государь, их некем, твоих государевых ратных людей в Томском городе мало. А из Томского города и из Тобольска воденой путь есть Чулымом рекою вверх и до Енисей реки. Да в нынешнем, государь, во 129-м году майя в 26 день били челом тебе государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии чулымские и мелесские волости, а твои государевы ясачные князьцы Арзабайко да Курдымечко и во всех товарыщев своих мелеских и чулымских волостей князьцов и ясачных людей место, а в съезжей избе подали нам холопем твоим челобитную; и мы холопи твои ту их челобитную, подклея под сю отписку, послали к тебе государю к Москве. А на Чулым, государь, послали мы холопи твои ставити острогу голову казачью Молчана Лаврова да с ним служивых людей, для тово чтоб, государь, твоему государеву ясаку от киргиских и иных земель людей порухи не было и твоим государевым ясачным людем обид и насильств не чинили. А как, государь, на Чулыме острог поставят, а мы холопи твои про тот Чулымской острог к тебе государю отпишем тотчас.

В 1624 году князец Курчей убил несколько служилых людей, ехавших из Томска в Енисейск и опасаясь наказания за совершённое преступление бежал к Киргизам на Енисей.

В 1629 году по приказанию воеводы Дубенского, атаман Иван Бабушкин с тремя казаками совершил Поездку к киргизам. Они были посланы по следующему делу. Бабушкин должен был собрать ясак, а также кроме всего прочего учинить киргизам выговор за то, что они всё ещё держат у себя нескольких качинских татар; что у них скрылись алтырцы, побившие нескольких кузнецких казаков; что у них нашёл защиту совершивший подобное же преступление татарин Курчейко.

1629 г. марта 1. — Доезд красноярских казаков Никиты Хохрякова с товарищами об их поездке в Киргизскую землю, о сношениях с князцами Ишеем, Табуном и Ишенеком и о вестях про Дючен-хана.

...Да вы же кыргызы держите у себя государевых изменников алтырцов, и они государю изменили и государевых людей кузнецких казаков побили, и ясаку с себе не платят, а бегают к вам кыргызам. Да варовал Курчейко, побил государевых енисейских служилых людей, которые шли ис Томского города с государевыми лошадьми, и вы тех изменников у себя укрываете, и они бы алтырцы и Курчейко ныне и впредь с себя ясак государю давали и государю шертовали на том, что им впредь государевых людей не побивать и государев бы ясак давали по вся годы...
Далее, в этом же документе есть ещё такие строки:
...А к алтырцам де приходили кузнецкие казаки 4 человека и ясак с них взяли. А которые мужики побили служилых людей, и тех отослали в Кузнецкой острог. А Курчей де живёт у кыштымов, а всево де у нево 2 человека; а как придёт, и мы с нево ясак возьмём и к вам пришлём...

В 1630 году в киргизскую землю был послан кийский князец Иштеняк с поручением разведать о намерениях киргизов идти войною на русские остроги.

1630 г. не ранее сентября 8, — Отписка томских воевод князя Петра Пронского с товарищами в Москву об их сношениях с киргизами.

...И в прошлом же, государь, во 138-м году марта в 7 день посылал в Томской город Кийские волости князец Курчейко Корюковские волости татарина толмача: приказывали де к нему Курчейку киргиские князьцы и улусные люди, а велели в Томском городе учинить весть, чтоб мы холопи твои прислали к ним в Киргизы прежних томских служивых людей Митьку Копылова с товарыщи, и оне де киргизы птить с ними с Митькою с товарыщи в Томской город и бить челом тебе государю о прежних своих винах готовы. И мы холопи твои, по прежнему их киргискому договору и по присылке Кийские волости князьца Курчейка, посылали в Киргизы прежних томских служивых людей пятидесятника Митьку Копылова с товарищи, а велели им киргиским князьцом и всем улусным людем говорить, чтоб они по прежнему своему договору и по присылке в прежних своих винах челобитчиков и для подлинного договору лутчих людей, кому мочно верить, прислали в Томской город с ними с Митькою Копыловым с товарыщи. И августа, государь, в 15 день служилые люди Митька Копылов с товарыщи, приехав в Томской город, подали нам холопем твоим киргисских кпязьцов и улусных людей речей письмо, а в письме их написано: киргиские кпязьцы и все улусные люди Митьке Копылову с товарыщи говорили, что де было им киргиским кпязьцом и всем улусным людем однолично челобитчиков своих в Томской город с ними прислать, да не послали де, потому что Краснова яру служилые люди повоевали у них тубинских да маторских людей, а тубинские де и маторские люди с ними одни люди и род и племя, а на себя де от красноярских служивых людей тако ж войны чают, и только де красноярские служилые люди тубинских и маторских людей воевать не учнут, и они киргиские люди однолично челобитчиков в винах своих и на шертование в Томской город пришлют. И августа, государь, в 19 день, по твоему государеву указу, посылали мы холопи твои в твою государеву в ясачную в Корюковскую волость, которая на рубеже с киргизами, служивого человека Ивашка Верхотурцева, а велели ему на Корюковской волости ясачных людей послать в Киргизы и в Киргизах проведать накрепко: нет ли войны и в киргиских людех какова совету и не чает ли их под Томской город и под иные остроги и на твоих государевых ясачные волости приходу. И августа ж, государь, в 30 день служивой человек Ивашко Верхотурцев, приехав к нам холопем твоим в Томской город, сказал: посылал де он Ивашка в Киргизы Корюковские волости князьца Иштеняка, и Иштеняк де приехал из Киргиз и сказал ему: как де он пришёл в Киргизы, и киргиские де люди в то время в скопе были все, и князьца де Качебаев сын Табун да Нелеков сын Иченей водили людей в войну под Красной яр (Красноярск), а с ними ж воинских людей ходило 360 человек, а ево де Иштеняка киргизы в ту войну имали с собою ж...

В 1632 году Курчею томским воеводою князем Иваном Фёдоровичем Татевым была направлена грамота:«По Государеву Цареву и Великого князя Михаила Федоровича всея России Указу от государевых Воевод, от князя Ивана Федоровича Татева с товарищи. Томского уезда Кийской волости князцу Курчею. Наперед сего ты Великому Государю, Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу, всея России самодержцу и многих государств Государю и Обладателю, по своей вере дал в свою правду шерть (присягу) в том, что тебе со всею своею Кийской волостью, Великому Государю Нашему Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея России, служить и прямить и добра хотеть во всем и быть под его Государевою Царскою Высокою Рукою и прямом холопстве навеки неотступно, и с людей своих давать Государю по десяти соболей с человека, и ты, Курчей, правду свою и шерть на сей Великому Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу шерте ж дал Государеву к себе милость и жалованье, а забыл, что в прошлом 1624 году Великому Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу Всея России изменил, со всею Кийскою своею волостью бежал ко государевым изменникам в киргизскую землицу неведомо от чего: от тесноты ли чьей или от продажи, и по сие время к Государевой милости не обратился, в Томский город нейдешь и в винах своих Государю не бьешь челом, а ныне прислал ты в Томский город с Государевым ясаком брата своего Кашика, а сам в город не пришел. Но ты бы, Курчей, помня свою прежнюю правду, в чем ты Великому Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу Всея России шерть дал, от измены своей отстал, и обратился бы к Великому Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу, и ехал бы к его царской милости в город, и дал шерть на том, что тебе быть под его Государевою Царскою Рукою в прямом холопстве навеки неотступно, а Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович Всея России тебя, Курчея, пожалует по-прежнему, твоих вин вспомянуть не велит, а велит тебя держать в своем государском милостивом призрении и от недругов твоих велит тебя во всем оборонять, а от кого тебе и всей твоей Кийской волости людям были какие насильства и тесноты, или продажи от Воевод или от служивых людей, или от кого-нибудь, то ты бы на тех людей принес ко Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу Всея России об обидах своих челобитную. Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович Всея России велит тебе на тех людей дать оборону без пощады, и государево жалованье тебе будет в Томском городе и корм довольной, и назад велит тебя Государь отпустить в свою волость без задержания. А сия тебе грамота опасная, и ты бы сей опасной грамоте верил без всякого опасения, кроме тебе государской милости и жалованья ничего не будет». У подлинной подписано так: «К сей опасной грамоте Государеву Цареву и Великого князя Михаила Федоровича Всея России печать приложил Воевода князь Иван Федорович Татев, лета 7140 (1632) декабря 28 дня».

Вместо князца Курчейки его брат Кашик, по его поручению, дал в 1631 г. в Томске шерть за Кийскую волость. В 1632 г. Курчейка умер, и приехавший вторично Кашик подтвердил свою готовность давать ясак попрежнему.

29 апреля 1641 г. на «Киргизский рубеж» на реку Кия, во владения киргизского князя Номча, возглавлявшего союз четырёх кыргызских княжеств Толы-Хоорай, ставкой которого в то время являлся каменный город в землях Алтысарского улуса на озере Тенгери-куль, был послан томский конный казак И. Верхотурцев, вернувшийся в Томск 20 мая. В его задачу входило найти «вожа» для отряда Тухачевского направлявшегося на реку Чулым для строительства Ачинского острога.

Отряд Тухачевского численностью примерно 600 человек выступил из Томска 13 июня. В первых числах июля «к нему к Якову на стан на Кию реку приехали» томский конный казак И. Грызов, «а с ним де посланы на Киргиз в вожи черный калмак Овкурака, князец Кийской волости Иштечко» и другие.

В 1642 году из Москвы пришел указ, который предписывал второму томскому воеводе И. Кобыльскому «вместе со всеми служилыми людьми, которые из Киргиз и от Якова Тухачевского сбежали итти из Томскаво в Ачинскую землю и принять острожек, и отпустить ево Якова с теми людьми, которые острог ставили».

В июле 1642 года тем же маршрутом, которым ранее прошёл отряд Тухачевского проследовал из Томска ещё один отряд, численностью 664 человека под водительством И.Кобыльского, в составе которого было: 449 казаков Тухачевского, 15 сынов боярских, 110 томских пеших и 70 конных казаков.

В 1646 году на реку Антибес (Ундебет), приток Кии, прибыла группа переселенцев из центральной России, в этот же год на Антибесе были основаны: Село Большой Антибес (Ундебетский), кордон Кордон, мельница Бережнева, мельница Михайлова, односелье смолокурня Шадрина, и хутор Никитиных.

Немного позднее, в 1698 году, на левом берегу реки Кия (в те годы ошибочно именуемой Ундебет) было образовано село Николаевское, в дальнейшем переименованное в Кийское, в настоящее время город Мариинск. Село основано на месте, где ранее был инородческий аул, перекочевавший вниз по течению реки Кии и расположившийся в одной версте от реки, где позднее была устроена пасека "Купороса". Кочевье на этом месте существовало с незапамятных времён. Ранее эти земли входили в состав Великой Империи Мунгалов, в одну из её провинций под управлением среднего сына Чингис-хана Чагатая, именуемое «Царство Джагатая», далее период междувластия (было несколько княжеств), затем вошли в состав Тобольской губернии, а с 30-х годов XVII в. Кийская волость, князцом которой был Курчейко, стала подчиняться томскому воеводе.

Кийские волости были спорной территорией, на которую претендовали и русские и киргизы, так как первоначально это была земля кыргызского князя Номча, и ранее дань-ясак с ясашных татарских и киргизских волостей по реке Кия платился ему, а с приходом русских стал отсылаться в Сургут, а позднее в Томск, из-за чего русские и киргизы долгое время находились в состоянии войны.

1698г. Ноября 17. — Грамота томскому воеводе Василию Ржевскому о приведении к шерти киргизских князцов, присланых из Каштацкого острога.

… а Ноября против 13 числа Корчанкова же брата Еренякова Чагулко с Киргизскими людьми и с горными Шуйскими мужики с князьцом Мышанком с товарищи, Томскаго уезда на четыре деревни и на Кийския и Чюлымския ясашныя волости ударили войною, и много скота у Руских и ясашных людей отогнали, и в том напуску убили казачьих детей трех баб, да девку, да двух ребят, а подводили и с ними воевали горные порубежные мужики…

Западная Сибирь, в том числе и кийская земля - это древняя прародина Славян. Соседние народы знали их под именем Серы. Одно время на Кие жило финно-угорское племя Чудь. После их ухода остались многочисленные, скрытые, Чудские копи. Потомки этого загадочного племени: Ханты (Югра) - на Оби, Вогулы в Приуралье, Финны и Венгры в Европе.

Покинуть эту благодатную землю их заставило нашествие воинственных тюркоязычных племён. На многие тысячи километров раскинулась могущественная, воинственная и высокоразвитая империя Киргизов - "Кыргызский каганат", западной границей которой была река Кия (Кий означает: изгородь, забор). Примерно в XII веке эта империя была разгромлена воинами Чингиз-хана, но киргизам удалось сохранить власть над многими территориями.

С приходом русских в Сибирь, эта земля вошла в состав нескольких русских и инородческих дистриктов Томского уезда Тобольской губернии, местность где ныне располагается Мариинск не входила ни в один из русских дистриктов. На месте нынешнего города располагалась инородческая волость под названием Курчукова, в ней находилось 43 плательщика ясака.

Во втором десятилетии XVIII в. было решено окрестить местное остяко-самоедское и тюркское население, так как они в подавляющем своём большинстве, за исключением незначительной группы татар – магометанцев были приверженцами своих традиционных языческих верований. С 1716 по 1719 гг. архимандрит Томского Алексеевского монастыря Порфирий обратил в православную веру всех инородцев-язычников по реке Кия. Для укрепления христианской веры с 1719 по 1724 годы построили Никольскую церковь во имя святого Николая Чудотворца, при которой было несколько священников. При церкви совершали различные обряды: крестили татарских младенцев, совершали обряды вступления в брак, отпевали умерших.

В 1740 г. Г.Ф. Миллер описал Никольский погост: «Имеет он церковь, посвященную св. Николаю, которая была построена для здешних татар, когда они, благодаря заботам сибирского архиепископа Филофея, приняли святое крещение. При церкви имеются три русских дома и шесть татарских юрт». Село Кийское, в последствии переименованное в город Мариинск Томской губернии (в настоящее время город Мариинск Кемеровской области) было основано как центр религиозного просвещения среди татар.

На незначительном удалении от села Кийского проходила древняя, сухопутная, дорога (верховая тропа) из Томска в Киргизы. За Кией она разделялась на две дороги, одна из которых шла вблизи горы Каштак, сейчас она находится в Тисульском районе, на которой в последствии был построен небольной Каштакский острог и велась добыча и выплавка серебра.

В 1770 г. академик Паллас, путешествуя от Томска до Красноярска, в своем дневнике указал следующие деревни по тракту :… В 12 верстах от Берикуля переехал р.Иль-дебет, где лежало зимовье и содержались почтовые лошади. Отсюда 32 версты до р.Ундебет (Антибес), впадающей в р.Кию. На берегу русская деревня, а в округе много татарских юрт. Дальше село Кийское. Из Кийского до д.Сусловой 24 версты…

В этом очерке я как смог попытался бегло рассказать о малоизвестных страницах истории Мариинской территории, делая основной акцент преимущественно на редкие исторические документы, нежели на собственные комментарии к ним. Хочется однако отметить одно странное совпадение, которое мне удалось подметить во время написания этой статьи. Много лет назад в очерке Николая Дорожкина «Последний рыцарь Украины» рассказывалось о том, как атаман Палий и казаки на реке Кия повстречали местных жителей, которые называли себя, то «байгула», то «сельгула», а живущих по соседству чулымских татар – «тингула». В связи с чем осмелюсь высказать свою версию толкования этих слов: «байгула» - Байгульская волость, «сельгула» - народ Селькупы, «тингула» - люди живущие на реке Тенгулы (приток Кии). Но однако подобная встреча с инородцами вряд-ли могла бы быть тогда осуществлена, так как уже упоминалось ранее дорога из Томска проходила на некотором удалении от указанных мест. Однако полностью исключить эту версию тоже нельзя, так как в некоторых источниках есть упоминания о существовании в те времена большёй дороги вдоль Кии по направлению к Чулыму.
Категория: Твочество Сергея Гордеева | Добавил: Искандер (10.12.2012)
Просмотров: 724 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Рекламный блок





Помоги сайту

Помоги сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Наши партнёры







Одноклассники



Внимание конкурс!
  Литературный конкурс от СКП «Хрустальное перо»

Положение конкурса

Реквизиты счёта для оплаты участия в конкурсе

Фестиваль "Дружба"
г. Междуреченск

Положение фестиваля

Конкурс-фестиваль
"Зори над Томью" 2015

Фестиваль-конкурс
"Кузбасский зимородок"
2015

Поэтический фестиваль 
"Осеннее многоцветье"
2017




Copyright Igor Dergousov © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz